Школьное самоуправление

Полноценное обучение невозможно без воспитания. Вопросы образования, воспитания подрастающего поколения волновали и волнуют педагогов всегда, так как “сам из себя человек не может вырастить культуру, создаваемую веками”. Эта проблема особенно остро встает на рубежах столетий, поскольку связана с резким изменением отношения к человеку со стороны общества, государства. Как сделать так, чтобы успешно осуществлялся воспитательный процесс в условиях адаптации школьников и педагогов. Еще до открытия школы перед нами встал вопрос: Ученическое самоуправление является одним из главных направлений воспитательной работы в школе, где обучающиеся выступают в роли активных участников воспитательного процесса. Это способ практики жить в социальном пространстве прав и обязанностей, возможность продемонстрировать уникальность своей личности, осознать свою сопричастность к тому, что происходит в школе, освоить общественный опыт.

В процессе самоуправленческой деятельности у подростков развиваются: организационные способности, коммуникативная культура, лидерские качества; социально значимые качества (активность, ответственность, отзывчивость), умение поддержать и сопереживать. В результате проведенного мониторинга психологического портрета современного учителя и ученика было выявлено, что наиболее эффективным методом педагогического воздействия является сотрудничество, сотворчество, содружество. Одним из основных направлений модернизации образования является подготовка личности к созидательному преобразованию окружающего мира. Известно, что современный выпускник не всегда способен адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Нужно учиться находить себе применение на рынке труда. Именно школа должна сформировать потребность в жизненном росте и самоактуализации, а пусковым механизмом процесса самопознания, самоорганизации и является школьное самоуправление. Изучив социальный заказ и результаты психологических и педагогических исследований, школа приступила к разработке воспитательной концепции, определила для себя цели, задачи воспитания, перспективы развития личностей воспитателей и воспитанников в условиях становления коллектива. Воспитательный процесс – это взаимодействие педагогов и детей с целью ориентации их на самовоспитание, самоопределение, самоорганизацию и самоактуализацию.

Общие дела и интересы сплачивают детей, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование гражданско-патриотического и духовно- нравственного становления личности.

Наиболее адаптивной формой управления сотрудничеством педагогов и учащихся мы избрали самоуправление. Его девизы: учимся работать, руководить и подчиняться, планировать работу и рапортовать о ее выполнении. Прежде, чем запустить механизм деятельности Совета Старшеклассников, ребятами совместно с педагогами разработано положение о Совете Старшеклассников. Сколько споров и дискуссий возникало при обсуждении проекта деятельности Совета, его структуры и отчетности. Так как большинству учащихся свойственно качество лидера, Совет решил осуществлять руководство через “правящие круги”, определив строго определенный круг обязанностей. У каждого правящего круга есть свой куратор-координатор из числа педагогического коллектива, управляющий процессом деятельности по различным направлениям. Перед педагогами и учащимися школы стоят общие задачи и осуществляется интеграция педагогического управления и детского самоуправления, которая в большей степени соответствует такому явлению, как сотрудничество.

Важной организационной стороной взаимосвязи педагогического управления и школьного самоуправления является делегирование ответственности и полномочий, т.е. передача части управленческих функций от педагогов к учащимся.

Делегирование полномочий и ответственности сопровождается поддержкой педагогов, которые своими действиями создают условия для управленческой деятельности детей и оказывают содействие в реализации принятых органами самоуправления решений. Планирование, организация, подведение итогов многообразной деятельности заставляют детей и педагогов вступать в разнообразные отношения – постоянные, временные, периодические. Они возникают, складываются, развиваются, а иногда и разрушаются в процессе выполнения совместных дел. Они составляют костяк, основу всей структуры взаимоотношений.

Вся деятельность Совета старшеклассников осуществляется в 4 этапа:

– это выбор КТД;

– разработки выбранного дела;

– проведения КТД;

– сопоставление результата с замыслом.

Самоуправление – это способ организации коллективной жизни. А тогда, спросите вы, что же такое соуправление. Современная наука и практика пытаются развести понятия – соуправление и самоуправление. Часть ученых и практиков считают, что в школе сначала надо развивать соуправление, а затем самоуправление. Дети не могут самостоятельно управлять, а поэтому в начале надо строить соуправление – совместное управление вместе со взрослыми – это Совет школы, положение о существование которого закреплено в Законе РФ “Об Образовании”, которым, как правило, по Уставу школы, руководит директор образовательного учреждения. Совет школы не только не дает простор развитию самоуправлению, но и сам не может развиваться, так как его деятельность ограничена решениями педагогов и родителей. Ученые считают, когда дети научатся управлять сами, тогда и будет развиваться самоуправление.

 

Структура школьного самоуправления

Cs-Grom.Ru Всё для Кс, Юкоз и Photoshop